неділю, 13 березня 2016 р.

Го но сен / сен но сен / сенсен но сен или тайминг в айкидо

Го но сен / сен но сен / сенсен но сен (статья с просторов интернета)

Эти три термина Будо описывают разный тайминг при работе с атакующим. Во время одного из летних лагерей Айкидо в Дании, Ульф Эвенас и я подошли к Сайто-сенсею с вопросом об этих категориях. Он ответил, что это термины из йайдо и кендзюцу. Я никогда не слышал, чтобы Сайто-сенсей употреблял их во время разговора про атаки в Айкидо. Полагаю, что он перенял своё отношение к ним у Осенсея.

В 1957-м Aikido Journal опубликовал интервью с Осенсеем. Один из вопросов был посвящён этой теме:
Осенсей: В Айкидо абсолютно нет нападения. Когда человек нападает, он уже проиграл в духовном плане. Мы придерживаемся принципа абсолютного непротивления, другими словами мы не вступаем в противостояние с атакующим. Поэтому можно сказать, что в Айкидо нет противника. Победа в Айкидо – это “масакацу агацу”. Одерживая победу над всем в соответствии с небесным замыслом, вы получаете абсолютную силу.
Журналист: То есть речь идёт о “го но сен” (защитная реакция на атаку)?
Осенсей: Вовсе нет. И точно также это не вопрос сен но сен или сенсен но сен. Я попробую выразить эту мысль так: вы контролируете оппонента, не пытаясь его контролировать. Это состояние непрерывной победы. Вопрос о победе или поражении в схватке с оппонентом попросту не стоит. В каком-то смысле, в Айкидо нет оппонента. Даже если он появляется, он становится частью вас. Частью, которую вы всего лишь контролируете.

В первом своём высказывании Осенсей говорит об отсутствии атаки в айкидо. Я полагаю, речь идёт о схватке, в которой нападающий уже выбрал свою роль (подробнее об этом чуть позже). Его намерение напасть – очевидно. Важно также учитывать, что Осенсей обладал таким уровнем восприятия, который превосходил наше представление о тайминге. Осенсей также упоминает два важных понятия: “масакацу” (истинную победу) и “агацу” (победу над собой). Это отсылает нас к одному из самых известных его высказываний: “Масакацу, агацу, кацу хаяби” (победа над собой, истинная победа, день быстрой победы). Очень часто это интерпретируют в стиле: “настоящая победа – это победа над самим собой, над своим эго”. Мысль, которую полезно помнить не только во время тренировки на татами.

Далее Осенсей продолжает в таком духе, что не имеет значения, рассматривается ли момент сен но сен или сенсен но сен. Как уже было отмечено выше, к моменту этого интервью Осенсей достиг намного более высокого уровня восприятия, чем тот, к которому относятся эти категории. Однако, возможно, не все, кто следует по пути Айки, обладают гением Осенсея. Нижеприведённые пояснения этих терминов помогут разобраться в концепциях тайминга и работы с партнёром, как это представлено в удивительном мире айкидо.

Японский иероглиф “сен” 先 (также читается как “саки”) можно перевести как “до” (или как “после” в некоторых случаях!) Однако в словосочетаниях “го но сен”, “сен но сен” и “сенсен но сен” это сокращение от слова “сенте” (先手), которое переводится как “инициатива”. 手 (те) в “сенте” переводится как “рука”. Поэтому прямой перевод “сенте” – это “до руки”. В Будо этот термин означает атаку или желание атаковать. В карате есть пословица: karate niwa, sente wa nashi. Она переводится как “в карате нет атаки”. Это – отличный пример оборонительного характера традиционного карате. Оборонительный характер свойственен всем стилям будо. Впрочем, существуют методы перехватить контроль над “ки” (намерением) партнёра в конфликтной ситуации, без необходимости дожидаться атаки.
В условиях конфронтации все начальные условия уже заданы: перед вами человек, который вознамерился с вами сразиться. Возможно (если вы вели себя адекватно), вы не давали повода к нападению, попытались всеми средствами решить конфликт мирно, включая попытку уйти из общества агрессора. Когда ничто из перечисленного не сработало, наступает время защитить себя. Это – предполагаемый сценарий взаимодействия в любом стиле будо. Поэтому использование подходящей техники для провокации нападения со стороны оппонента морально оправдано. В этом случае создаётся окно возможности для проведения контр-атаки: сенсен но сен.
Начнём с самого начала. Изучим ситуацию “го но сен”. 後 (го) означает “после”. Это – часто применяемая в будо реакция “после атаки”. Примеры из айкидо: смещение с линии атаки после того, как она началась, парирование атаки рукой, применение шихонаге как защитной техники от йокоменучи. В айкикен это будет мигиавасе (уке-тачи смещается в сторону с линии атаки и контратакует ударом шоменучи). Да, в мигиавасе мы двигаемся в гармонии с движениями нападающего. Но именно нападающий владеет инициативой (он решает, когда начать атаку), а мы всего лишь “зеркалим” её / его движения.

Сен но сен (先の先) переводится как “перед атакой”. Иногда этот вид тайминга называется mae o sen (前お先). 前 также переводится как “перед, до”. Сен но сен подразумевает, что уке-тачи считывает атаку учи-тачи в нужный момент времени и входит прямо в атаку, таким образом останавливая её. В айкикен это проявляется в технике отонаши но кен, когда в ответ на подъём меча учи-тачи для шоменучи уке мгновенно реагирует с тсуки. Прекрасное исполнение этой техники можно увидеть во многих старых видео, запечатлевших работу Осенсея. Хорошим примером сен но сен в айкидзё является восьмое кумидзё: оба партнёра начинают в тсуки но камае. Учи исполняет хайагаеши (атака с элементом йокоменучи). В тот момент, как уке делает шаг вперёд и поднимает дзё в движении дзёдан гаеши учи, уке “втекает” под движение учи и наносит прямой удар в корпус учи. Внешний вход в атаку йокоменучи – иллюстрация использования принципа сен но сен в тайдзюцу: уке поднимает руку над головой и начинает наносить удар, наге смещается вперёд и наружу и останавливает движение до того, как достигнут критический момент силы.

Сенсен но сен – ещё более тонкое понятие тайминга. Термин состоит в повторении 先. То есть это действие ДО сен но сен. Речь идёт о том, чтобы ваше движение не только спровоцировало оппонента на атаку, но и позволило вам овладеть его духом, чтобы использовать атаку в своих целях (для исполнения защитной техники). Сайто-сенсей часто говорил: “айте но ки уо йобидас” (зову ки оппонента). Многие считают, что это противоречит принципу айкидо “никогда не атаковать”. В данном случае, мы должны сохранить адекватное понимание того, что есть тренировка, а что есть настоящий случай самообороны: все попытки сгладить ситуацию испробованы и оказались бесполезны, впереди – неминуемое нападение. Оппонент уже приготовился и исполнился решимости. Физическая атака неизбежна. В данном сценарии не идёт речь о нападении на невинного прохожего. Речь идёт о реакции на ситуацию, которая безусловно угрожает безопасности. Следовательно, есть моральное право спровоцировать оппонента на атаку. Да, речь идёт о провокации. Но о провокации совершить атаку, которую человек всё равно уже настроен осуществить, просто теперь вы хотите контролировать момент и условия начала атаки.

Пример сенсен но сен из тайдзюцу – это техники от атаки шоменучи. Сайто-сенсей часто ссылался на работу Осенсея под названием “Будо”, когда речь заходила о правильном исполнении шоменучи. Осенсей в однозначных терминах сформулировал, что это наге должен начать движение, нанося удар ребром ладони в лицо уке (начальное положение бьющей руки – чуть выше поясницы). Блокируя это движение своей рукой, уке создаёт для наге возможность осуществить технику. Подобное отношение к шоменучи почти исчезло из современных школ айкидо. Недостаток этого понимания привёл к тому, что техники от атаки шоменучи практикуют как блокирование вертикального удара. В результате оказывается нарушен важный базовый принцип айкидо: никогда не сталкиваться с набравшей полную силу атакой оппонента. Сайто-сенсей часто говорил, что в случае шоменучи в фазе “движение сверху-вниз” наге необходимо обязательно сместиться в сторону и никогда не пытаться блокировать удар. Это даёт возможность осуществить ряд техник (ириминаге и котегаеши наружу, шихонаге и кокюнаге внутрь), но делает другие невозможными (иккё и всё, что на нём основано).

В айкикен сенсен но сен можно увидеть в третьем кумитачи. В начале связки уке сбивает меч партнёра движением макиотоши, а учитачи использует энергию движения для осуществления атаки йокоменучи. Можно сказать, что изначальное движение уке (макиотоши) используется для создания уязвимости в районе запястья учитачи. Но точно также можно рассматривать это как провокацию с целью вызвать атаку йокоменучи, которую потом можно парировать и в итоге привести всё к финалу на втором йокоменучи.

Ещё один хороший пример из тайдзюцу – более сложный, чем раздел техник от шоменучи – это техники из раздела с красивым названием “ямабико но мичи” (путь горного эха). Название происходит из аллюзии: наге начинает движение рукой подобно голосу, устремляющемуся в каньон, в ответ возвращается атака уке (эхо). Пример – ириминаге ура, когда наге своей атакой шоменучи провоцирует уке выбросить руку вперёд в качестве динамической реакции, после чего ещё до касания руки исполняет тай сабаки в сторону. Это в свою очередь ведёт к повороту тела (рука остаётся центрированной) и последующему броску ирими. В динамическом исполнении, с полным освобождением ки, возможно осуществить бросок и вовсе без какого либо касания [sic.]
В базовых техниках айкидо заложено множество подобных примеров работы с таймингом на разных этапах. Я рекомендую читателям самостоятельно поискать их в процессе собственных тренировок. И хотя вряд ли мы когда-либо достигнем того уровня, на котором находился гений боевых искусств Осенсей Морихей Уэсиба, я убеждён, что мы должны изучать его наследие (высказывания и то, во что он верил), и не ограничивать своё развитие этими тремя концепциями. Они – лишь ступени на пути познания многообразия практик в будо. Мы должны стремиться пройти дальше по этой лестнице.

Искренне ваш в Айки,
Итан Вейсгард, додзё-тё,
Копенгаген Айки Сюрен додзё
http://aikikai.org.ua/

Немає коментарів:

Дописати коментар