середу, 23 березня 2016 р.

ИДЕАЛЬНЫЙ УКЕ

Однажды, занимаясь Айкидо, я решил, что должен стать идеальным уке. Сейчас я все еще далек от своей цели (слишком далек), но эта мысль полностью изменила мой подход к тренировкам и, я думаю, что изменила к лучшему. Но возникает вопрос: Что такое «идеальный уке»? И что вообще значит «быть уке»? Формально уке – это человек, который играет роль нападающего в приеме. Именно своим нападением он инициирует действия в виде исполнения техники от партнера, и участвует в этом исполнении. Действия уке называют «укеми». Хорошее укеми позволяет уке не получить травму во время совершения техники его партнером. Эти навыки уже сами по себе очень ценятся сиханом при обучении. 

Вы, наверняка, слышали о Тамура Сэнсее, который был одним из любимых уке О'Сенсея, а также об уке, признанных в последнее время на западе, например, Донован Уайт (Donovan Waite), Питер ван Марк (Peter Van Marcke), Ву Ха (Vu Ha), Тод Мартин (Tod Martin), Джэйм Кан (Jaime Khan), Майк Джоунс (Mike Jones), Стефани Кук (Stephanie Cook), Сэм Тэйлер (Sam Taitel) и многие другие.На своем последнем семинаре Сенсей Брюс Букмэн (из Сиэттла, США) говорил, что смысл уке заключается в умении принимать. Я спросил его, что такое «идеальный уке», и он ответил, что уке должен быть универсальным. Хороший уке , защищаясь, реагирует на действия партнера открыто и естественно, стараясь сохранить связь между партнерами. Другими словами, уке остается в безопасности именно благодаря тому, что он ведет себя открыто, естественно и сохраняет связь.Когда я решил стать лучшим уке, я начал размышлять о своих физических возможностях. Я старался избегать жестких, громких падений (которые мне было проще делать, так как я не умел по-другому) и все больше старался быть естественным и сохранять связь. Был ряд ошибок, которые я хотел исправить в своем укеми любой ценой. Я добился цели во время своих занятий, но есть людьми, которые до сих пор совершают эти ошибки, хотя такое видение укеми не приемлемо. 

Вот неполный перечень действительно важных аспектов, на которые стоит обратить внимание: Во-первых, вы должны вести себя, как нормальный живой человек. В начале занятий лучший способ сделать укеми для меня был как можно скорее улечься на татами, в итоге мой партнер не чувствовал связи. Только через какое-то время я понял, что нужно уделять больше времени партнеру, сопровождая его движения. Другая крайность – это сопротивляться любой ценой и не давать партнеру сделать прием. Причиной этому может быть страх, недавняя травма, ощущение превосходства над наге, попытка «научить» чему-нибудь наге, плохое настроение из-за того, что день не удался, или, в конце концов, из-за того, что вы просто напросто плохой человек. Я понял, что нужно стараться сопровождать своего партнера, когда он дает вам связь. Это означает, что если партнер не выводит меня из равновесия, я не падаю, и я, конечно, стараюсь вставать, если партнер дает мне такой шанс. Я также стараюсь быть открытым, чтобы чувствовать партнера, когда он делает технику. Это привело меня ко второму пункту.Быть естественным во время укеми. Я стараюсь не предугадывать направление движений наге лишь по той причине, что техника была продемонстрирована определенным образом. От наге требуется настолько, насколько это возможно, сделать технику так, как показал инструктор, я же, как уке, должен быть универсальным и способным принять любые действия, которые совершает наге. Я думаю, что Осава Сенсей и Шибата Сенсей показывают разные техники во время семинара не для того, чтобы ввести учеников в заблуждение, а чтоб уке оставался естественным. Во время демонстрации, когда инструктор вызывает уке, то при первой атаке уке, конечно, не знает, какую технику будет делать наге. Но начиная со второй атаки, уке уже понятно, как нужно следовать за инструктором. Это не получается делать в случае с Осава Сенсеем. Он все время меняет техники, таким образом, я думаю, что уке приходится быть готовым к этому и правильно реагировать, потому что каждая атака – начало новой техники. Уке не знаешь, что его ждет. В тот момент, когда мы стараемся просчитать следующее движение наге, мы теряем способность правильно реагировать на действия наге. Мы теряем естественность нашего укеми. Я считаю, что это очень важный аспект укеми.

Раньше на своих повседневных занятиях Сугано Сенсей обучал двум или трем разным входам или техникам от одной и той же атаки. Он настаивал, чтобы мы делали эти техники в случайной последовательности, чтобы помогать уке учиться быть внимательным и отзывчивым. Невозможно заранее подготовить себя к очередному падению, если вы не знаете, что именно будет делать наге дальше. Если вы это делаете, то это рано или поздно приведет к травме. Это не разумно. Это не удобно. И это самое важное, как мне кажется. Уважайте наге. Наге тоже учится. Если вы хотите помочь наге вырасти в технике, вам придется забыть о собственном эго на весь процесс обучения. Способ обучения путем сопротивления партнеру, даже если он и кажется нам правильным, скорее всего, является просто выражением нашего эго, а не способом помочь наге. Уке, который сопровождает движение партнера только в том случае, если считает, что наге делает технику правильно, на самом деле оценивает технику только в своем уме, чем и делает медвежью услугу наге. Такой подход позволен только для сихана или инструктора, который преподает в додзе, где вы занимаетесь. Вы не должны так поступать, когда являетесь уке. Правда, существуют исключения, например, когда вы занимаетесь с новичком. Но даже в этом случае, я вдвойне внимателен к своему поведению, чтобы не допускать этой ошибки. Этому не должно быть места. Сопротивляться легко, когда мы знаем технику. Будьте свободными. Мне кажется, это конечная цель для уке. Уке должен быть свободен от страха, своего эго, не зависеть от настроения, которое создалось в течение дня, от посторонних мыслей и т.д. Нужно достигнуть единения со вселенной. Это не просто, и все чаще вместо «нет», я говорю себе «Ммм, может быть лет через 10…»

В разговоре Вукмэн Сенсей как-то отметил, что укеми может иметь разные цели, которые зависят от того, для кого и когда мы делаем укеми: «Во время демонстрации укеми перед учениками мы стараемся донести до них то, что хочет сказать наге. На практике мы стараемся быть честными с наге, служим ориентиром для партнера, чтобы он понимал, насколько у него получается техника.» Он также высказал важную мысль об отсутствии конкуренции в Айкидо. Он сказал: «во время занятий уке контролирует, какое давление он должен давать наге, чтобы тот продолжал развивать в себе скорость координации и кокю. Нахождения границы между сопротивлением технике и податливостью – очень тонкий процесс. До тех пор, пока мы не способны понять, правильно ли мы делаем технику, и пока нам нужно указание на наши слабые места – существует взаимная зависимость уке и наге с целью сделать занятия полезными для обоих.» Итак, этот путь труден, извилист и длинен. Я старею и уже не могу следовать за наге также быстро, как мог, когда начинал занятия и понятия не имел как и по какой причине я должен следовать за наге. Чтобы стать идеальным уке, я не вижу другого выбора, кроме как работать по принципами, сформулированным выше. Я думаю, что только занятия могут сделать вас идеальным уке. Но это должны быть хорошие, сосредоточенные занятия, как говорил Сугано Сенсей. Искренние занятия.

автор неизвестен
источник: http://www.aikiclub.ru/about_0.html

Немає коментарів:

Дописати коментар