суботу, 26 березня 2016 р.

САМОЕ ВАЖНОЕ В ИЗУЧЕНИИ АЙКИДО

Автор: Lee Attey
Перевод на русский язык: Андрей Мордвинов.
5 июня, 2013

По моему мнению, есть в айкидо одна вещь, которую важно освоить прежде всего остального. Если вы не сможете этого сделать или будете испытывать трудности в ее контроле, то это сильно затормозит ваш прогресс в айкидо. Вещь, о которой я говорю – ваше самолюбие, гордыня, эго.

В айкидо используется слово «макото», о нем нужно помнить всегда и переводится оно как честность, искренность, прямота, подлинность. Когда мы тренируемся, мы должны стараться делать крепкий захват и сильный удар, но при этом не избегать выполнения техники партнером. Мы должны понимать боевую цель реальной атаки. Например, если мы делаем «мороте дори», то цель этого захвата не лишить партнера возможности пошевелить рукой, а приложение нашей силы через его руку для контроля его плеча во избежание его удара свободной рукой. Это задача будет невыполнима, если при захвате вы будете тянуть руку партнера к себе. Тем не менее, некоторые люди стараются именно обездвижить руку партнера и, таким образом, забывают о «макото»; при этом теряется весь боевой смысл захвата, поскольку партнер теперь может просто повернуться и ударить по лицу свободной рукой.

Представьте, что в регби игрок приближается к воротам и защитник берет его в захват со спины, при этом защитник пытается не забрать мяч, а просто остановить игрока с мячом. Здесь идея такая же – ваш партнер не пытается контролировать вас, а просто блокирует ваше движение, то есть мешает выполнению техники. 

Все же человек, выполняющий технику, тоже должен помнить о «макото». Подавая руку в неестественном или заведомо удобном для себя положении, он не дает возможности партнеру применить атаку осмысленным способом, нарушая «макото», чтобы потешить свое эго, выполнив технику без особых усилий.
Возвращаясь к аналогиям из регби, представьте игрока, единственного из всех имеющего право взять мяч. В этом нет смысла, поскольку тогда остальные игроки в принципе не нужны, поскольку даже сложнейшие трюки могут быть выполнены без соответствующего сопротивления.

Встречая на тренировках подобных людей, не следует злиться, проявлять агрессию и даже просто прибегать к силе. Если человек намеренно пытается помешать вам выполнить технику, скорее всего вы не сможете улучшить свою технику, тренируясь с ним, поскольку он, вероятно, осуществляет атаку в форме, не имеющей боевого смысла. В принципе можно тренировать мороте дори в форме, когда кто-то тянет меня за руку, но какова вероятность такой атаки…

И все же, оказавшись в такой ситуации, мы имеем возможность тренировать контроль над собственным эго. Когда такое происходит, безусловно, мы расстраиваемся и злимся, потому что при этом наша техника выглядит плохо. Это не имеет значения, все равно мы должны придержать свое эго, сохранить самоконтроль и продолжить выполнение техники правильным способом. Это похоже на ситуацию, когда в баре вас толкает человек, пытаясь разозлить и заставить начать драку первым, не ведитесь на поводу и сохраняйте хладнокровие. Если вы сможете контролировать себя, ваше рост в айкидо будет гораздо быстрее.

Не только намеренные препятствия могут заставить нас пойти на поводу у своего эго. В роли юданша, мы не должны позволять себе расстраиваться, когда не можем выполнить технику на новичках. Вне зависимости от опыта в айкидо, мы можем открывать новые стороны айкидо, тренируясь с любыми партнерами. Новичок не может нам рассказать что-то новое, но это могут сделать его стойка, атака, движение - приоткрыть нам новые нюансы техники или недочеты в нашем исполнении, которые мы раньше и не замечали. Однако, если наше эго проявит себя и мы сразу же начнем применять свою силу, скорость и хитрость в исполнении техники на новичке, то мы можем упустить важный момент обучения.

О-Сенсей как-то сказал: “Нельзя обучить айкидо на словах. Его следует познавать посредством собственного усердного изучения и практики.” (Здесь я перефразирую) Однако, если мы лишим себя такой возможности, потому что наше эго требует побед, то это будет похоже на игру в футбол без мяча. Наше эго не позволяет нам смириться с поражениями, ищет причины нашим неудачам, утешая что это вовсе не наша вина. “Просто партнер кретин”, или, как это сформулировал Джим Керри в комедийной сценке про инструктора по карате “вы не правильно меня атакуете!”. Идя на поводу у своего эго, вы обманываете сами себя – этот путь не приведет вас к личному росту, уж точно не в айкидо.

Наверняка у вас бывают случаи, когда сложно, ситуация выходит из-под контроля или откровенные неудачи. При этом не надо бояться провала, а нужно принять все возможные последствия, потому что когда мы поймем причину поражения, мы станем сильнее.

Мне очень нравится, когда в Иваму приезжают люди, на которых действительно сложно выполнять технику, потому что я знаю, что когда я пойму причину сложности, я стану лучше, чем раньше.

Неважно, какой у нас дан, или к какому уровню мы себя причисляем, мы должны всегда быть открыты новым знаниям и поиску собственных ошибок. Когда мы думаем, что наша техника безупречна, мы перестаем расти, наше айкидо застаивается и в конце концов умирает.

"23 мая 1932 года, господин Абэ взял меня с собой, чтобы посетить додзё Уэсибы. Было пять часов утра, так как обучение там начиналось рано. Когда я увидел процесс тренировок, то был поражён. Этот учитель, который был на пике своей жизни, легко справлялся с молодыми студентами, бросая и скручивая их одного за другим. Я язвительно улыбнулся про себя, думая, что это всё фальсификация. Моё первое впечатление от Айкидо было таким же, как и у большинства сегодняшних людей, видящих его впервые.

В конце тренировки учитель, которого я наблюдал, с его коротко подстриженными волосами и усами, подозвал меня и спросил: "Разве Вы не хотите попробовать?" Я не смог удержаться и вышел вперёд на центр додзё, намереваясь выставить посмешищем этого мастера. Учителем, как оказалось, был Уэсиба Сэнсэй. "Я могу напасть любым способом, так как захочу?" — спросил я. Сэнсэй ответил: "Любым, какой Вам нравится". Если бы у меня тогда была способность здраво судить о моем противнике, я увидел бы, что его глаза светились необычным блеском и у него была "аура непроницаемости", которой обладает только подлинный мастер боевых искусств.

Однако я думал, что был самым сильным вокруг и поэтому ничего не чувствовал вообще. Напротив, он был ещё меньше чем я, так что я действительно не относился к нему достаточно серьёзно. Про себя я думал: "… он знает о моем опыте в Дзюдо, и вероятно ожидает, что я подойду и схвачу его, но я сделаю противоположное…" Я симулировал попытку захвата, и затем внезапно ударил его ногой. Всё это случилось очень быстро. Я почувствовал, что рука Сэнсэя Уэсибы слегка касается внутренней части моей ноги, и затем всё перевернулось вверх тормашками, и я даже не понял, что происходит. Поднявшись с пола, держась за ещё кружащуюся голову, я вдруг осознал, что это был первый раз, когда меня кто-то бросил!

То, что я был брошен Сэнсэем Уэсибой, ужасно раздражало меня, но, кроме того, я был абсолютно и полностью поражён. Со всей своей уверенностью в собственной физической силе я понятия не имел, как этот маленький старик так легко запустил меня в воздух. Я думал раньше, что столь невероятные навыки в боевых искусствах есть только в народных байках и историях. Но вот прямо здесь, передо мной, был кто-то, кто реально приобрёл подобные навыки. Я не смог удержаться. Я тут же поступил студентом в Уэсиба додзё!"

Годзо Шиода

Укеми - вторая половина Айкидо. 

Термин «укеми» определяется по-разному, но общее во всех определениях означает «принятие и падение». Во многих случаях, это просто называется «искусством падения». На мой взгляд, неправильно думать об «укеми», как просто о падении. Если разобрать это слово на составные части, то мы увидим, что их две: «уке» (человек, которого бросили) - означает «принимать», и «ми» - означающее «через тело». Поэтому я думаю о укеми, как о принятии телом. В общем, мы все понимаем «укеми», как кувырки и падения. Это метод защиты нашего тела во время падения, который мы используем в Айкидо, когда принимаем технику от исполняющего – «наге». В действительности, «укеми» означает гораздо больше, чем простое падение. 
Если учесть, что практически половину времени, проводимого на татми, мы являемся «уке» и только остальную часть «наге», мы поймем, насколько важно «укеми». «Укеми» - это половина нашей тренировки! Чаще всего мы концентрируемся на роли «наге» и считаем, что именно это имеет наибольшее значение для нашего развития. Такое мышление не может быть близким к истине! Правильная практика укеми является неотъемлемой частью обучения, хотя часто игнорируется. Укеми развивает в нас чувство пространства. В нем также содержится важная информация о практикуемой технике. Если мы изменим нашу точку зрения и не будем тренироваться просто, как «манекены для отработки техники», а станем принимать технику, то сможем более глубоко проникнуть в её суть. Развитие хороших навыков «укеми» важно еще и потому, что это предотвращает от травм и служит переходным этапом к более продвинутым техникам. 
Есть много разных видов укеми. Подобно всему остальному в Айкидо, укеми у разных людей будет немного отличаться в зависимости от стиля исполнения и телосложения. Основополагающие принципы укеми всегда остаются одними и теми же. Мы защищаем себя «сглаживая углы» нашего тела. Задача состоит в том, чтобы сделать наши тела подобными шару, чтобы мы могли плавно приземлиться на мат. Наконец, мы должны оставаться расслабленными и дышать во время вращения. 
Существует еще один очень важный аспект укеми, который часто упускается из виду - это «искусство атаки». В роли уке мы должны быть сосредоточены на 100%. Легко допустить посторонние мысли в наш разум. Это особенно верно, если мы воспринимаем укеми, как потерянное время между тем, когда мы становимся наге. Во время уке мы должны полностью взять себя под контроль и подчинить наш разум и тело исполнению роли нападающего. Общая проблема в том, что часто мы медленно атакуем и знаем, какая техника за этим последует. Если мы потеряли внимание, то это может заставить нас изменить атаку и чувствительность нашего тела к технике. Очень важно, чтобы мы не делали неестественных движений или преждевременных падений. 
Возможно, самым большим препятствием в обучении укеми является страх. Это очень естественная реакция на то, что может принести нам возможные травмы или боль. Как уке вам не следует боятся сообщить вашему наге, что вы некомфортно чувствуете себя при выполнении укеми в той или иной технике. Поэтому уке должен выполнять атаку в том темпе, в котором он сможет сделать самостраховку. А наге следует всегда принимать во внимание уровень подготовки уке. В конечном счете, через продолжение практики и повторения мы разрабатываем мышечную память и уке уже нет нужды мысленно готовиться к каждому падению. Когда этот уровень достигнут, укеми становится простым, как «плыть по течению». 
Финальная мысль об укеми заключается в следующем: никогда не воспринимайте возможность тренироваться, как нечто само собой разумеющееся. Убеждение, что наша тренировка не начинается пока мы не прекратим ассистировать и не станем наге, будет серьезно ограничивать нашу возможность роста в качестве адептов Айкидо. Большинство из нас имеют очень малое количество времени в течении недели, чтобы провести его в Додзе. Когда мы приходим в Додзе, необходимо использовать каждую минуту для оттачивания наших навыков Айкидо. В момент, когда мы вступаем на татами, нужно забыть о всех заботах и быть абсолютно сосредоточенными на тренировке. Не упустите эту возможность. Мы должны максимально использовать каждую минуту! 

Источник: https://vk.com/wall-58333522_15419

Немає коментарів:

Дописати коментар