Основатель
Айкидо, Морихей Уесиба, родился в Японии в городке Танабэ 14 декабря 1883 года.
С
восемнадцати лет, чтобы приобрести самостоятельность в жизни, наряду с
освоением коммерческого ремесла он занялся напряженными физическими
тренировками.
Hесмотря
на тяжелые жизненные обстоятельства и перерывы, обусловленные болезнями и
войнами, Морихэй уже в короткое время целеустремленно осуществил свои замыслы.
Под руководством знаменитых мастеров он изучил различные стилевые направления
борьбы дзю-дзюцу и искусство владения мечом (кэндо).
Следуя
призыву правительства (в 1910 году), Морихей Уэсиба отправился на освоение
незаселенных земель на острове Хоккайдо. Благодаря своему образцовому
самообладанию и самоотверженной работе на благо общины он вскоре становится ее
лидером и получает у поселенцев титул «короля Сиратаки» (одной из провинций Хоккайдо).
В 1911
году у него состоялась встреча с мастером Сокаку Такэда, которая имела значение
для будущего развития техники Айкидо. Это был авторитетный учитель, который
практиковал боевое искусство, метод дайто (дайто-рю), которое практиковалось с
XI века в тайных школах , и из которого позже развилось айки-дзюцу. Эта
разновидность дзю-дзюцу (джиу-джитсу) имела перед другими стилями важное
преимущество, так как буквально все тело бойца превращалось в оружие, которое
использовалось в метательной, ударной и рычаговой техниках боя.
Айкидзюцу
уже тогда впитало в себя многие элементы искусства борьбы с мечом (кэндзюцу), а
так же действенные способы выведения противника из равновесия и болевого
воздействия. Особое значение уделялось концентрации (ай) физической и духовной
сил. Занятия айки-дзюцу проводились только с некоторыми, особо одаренными
учениками. За свою одаренность и особое рвение Уэсиба был зачислен мастером
Такэдой в число избранных. Принявшись за усиленные тренировки, он беспрекословно
следовал всем наставлениям учителя.
В 1916
году он завершил учебу, получив диплом мастера. Весной того же года Морихэй
Уэсиба встречается с Онисабуро Дэгути, основателем религиозного направления
Омото-ке.
Проповеди
Онисабуро Дэгути о том, что мир и гармония на Земле могут быть созданы только
любовью, терпимостью и добром человека, настолько покорили Морихэя Уэсибу, что
он в 1919 году переезжает в местечко Аябэ, центр новой синтоистской секты
Омото-ке, располагавшейся неподалеку от Киото.
С этого
времени напряженные физические тренировки дополняются усиленной духовной
работой. Это было время четырехлетней аскезы на горной вершине, время
напряженнейшего труда и исканий истинного смысла воинских искусств.
Уэсиба
вступил в схватку с самим собой. Это незаметный, но титанический труд. И из
этой схватки Морихей Уэсиба вышел победителем.
Позже
профессор Уэсиба часто вспоминал день просветления:
"Однажды,
прогуливаясь во дворе, я вдруг испытал странное ощущение, словно подомной
задрожала земля.
Какой-то
золотистый туман начал подниматься от земли, обволакивая меня. В ту секунду я
разумом и телом ощутил свет, и мне показалось, что я понимаю язык щебечущих
вокруг птиц. Внезапно я ощутил присутствие великого Творца в духовном обличье.
Мысль
озарила меня: «Основой всех воинских искусств должна быть любовь ко всему
сущему на земле». С того мгновения и на всю жизнь я понял, что весь мир отныне
мой дом, что мне принадлежат Солнце и Звезды".
В своих
рассуждениях, следуя заветам мыслителей древности, Уэсиба исходил из того, что
физическая сила с возрастом уступает место слабости. Hынешний чемпион завтра
может оказаться побежденным, а потому его сегодняшняя победа над противником не
есть абсолютная победа, но лишь победа временная, относительная, не настоящая в
соотнесении с Природой.
Для
человека, преодолевшего свое мятежное "я", свою подверженную всем
земным соблазнам натуру, победа на поле брани придет сама собой. Внешние победы
есть результат победы внутренней. В единстве со Вселенной такой человек из
любой схватки выходит победителем.
Так
утвердилось убеждение в том, что любое боевое искусство может быть только тогда
ценным и непобедимым, когда оно проникнуто Божественным духом оберегающей любви
и ответственности перед всеми живыми существами. Так зародилась духовная основа
Айкидо.
С этого
времени Морихей Уэсиба сосредоточил свои силы на совершенствовании техники
Айкидо, добиваясь того, чтобы гармонично соединить практику боя с духовным
учением.
В 1936
году в Японии и Манчжурии открываются многочисленные школы Айки-Будзюцу
(Айки-Будо). С 1940 года Айки-Будо становится элитарным боевым искусством
Японии, которому обучаются высшие военные чины, промышленники и университетские
верхи.
Уэсиба-сихан
приобретает в Японии большую популярность. Особенно укрепилась его репутация
среди высших офицеров армии и флота. У создателя Айкидо брали уроки адмиралы
Такэсита Исаму, Такахаси Санкити, Ямамото Хидэсукэ.
Тем не
менее, Уэсиба вскоре уезжает в провинцию, и поселятся в горах префектуры
Ибараки.
Двенадцать
лет прожил он в горной глуши, окруженный немногими преданными учениками.
Военные авантюры не привлекали философа. Дни и ночи Уэсиба проводил в медитации
и упорных, изнурительных тренировках, приносивших чудесные результаты.
Мастерство
его неуклонно возрастало. Шестидесятилетний старик легко одолевал нескольких
вооруженных противников, почти не применяя силы, двигаясь с удивительной
грацией и быстротой.
Поражение
в войне принесло тяжелейшие испытания японскому народу. Рушились вековые
моральные ценности – миф о богоизбранности и в духовном превосходстве японской
нации.
Оголтелый
шовинизм уступил место растерянности, отчаянию, комплексу неполноценности. В
первые послевоенные годы вся японская интеллигенция была озабочена проблемой
нравственного падения нации. Именно тогда и началось возрождение воинских
искусств, в которых мастера Будо видели путь к духовному оздоровлению своих
сограждан.
В 1948
году, когда был снят запрет на практику воинских искусств, Уэсиба, перебирается
с ближайшими учениками в Токио, где основывает Общество Айкидо (Айкикай) и
открывает Центральный клуб (Айкидо хонбу додзе).
Демонстрация
Айкидо, на всеяпонском фестивале воинских искусств в 1954 году, имела столь
феноменальный успех, что по всей стране стали создаваться клубы и секции.
В 1960
году за создание Айкидо О'Сэнсэй Морихей Уэсиба удостоен императорской награды
«Медали чести с розовой лентой». В 1964 году Уэсиба награжден Японским Орденом
Почета за заслуги перед нацией в развитии боевых искусств.
26 апреля
1969 года в 5 часов утра Уэсиба уходит из жизни. После его кончины он был еще
не раз удостоен различных наград за подвиг, который он совершил, обобщив и
систематизировав различные виды боевых искусств и создав универсальную систему
защиты Айкидо.
Морихей
Уэсиба завещал Айкидо всему человечеству. И сейчас это удивительное искусство
ведет за собой новых и новых людей на земле, стремящихся к совершенству,
гармонии с природой и верящих в доброту и любовь.
по материалам сайта http://www.aikidoseiki.com и https://ru.wikipedia.org
Немає коментарів:
Дописати коментар