середа, 14 лютого 2018 р.

Базовые методы в Дайто-рю Айки дзю-дзюцу

О «ловле мух»: базовые методы в Дайто-рю Айки дзю-дзюцу

Применение метода Айки, при выполнении техник, является целью обучения во многих БИ, но любопытно было узнать, что вкладывал в понятие «Айки» Соэмон Такэда (дед Сокаку Такеда), хотя бы потому, что этот мастер был первым кто стал использовать термин «Айки» применительно к БИ (Айки - Инь и Ян).

Долгое время принцип Айки передавался в качестве главного секрета, что породило о нем довольно загадочные представления несведующих в этом деле людей. Говоря кратко, Айки - это «объединение энергии с движением». Существует легенда, что концепцию Айки разработал Есимицу Минамото после того, как его посетила идея на основе наблюдений ловли мух пауками с помощью сети.

Необходимо понимать, что принцип Айки не имеет ничего общего с магией, паранормальностью или мистикой. Все гораздо прозаичней, принцип Айки основан якобы на «ловле мух пауком», как результат натуралогических наблюдений воина 15 в., который впоследствии совершенствовался и был развит многими поколениями его преемников, т.е. на протяжении более 500 лет, вплоть до того времени, когда Соэмон Текэда не стал называть «ловлю мух», как - «Айки», дав ему, т.о., приемлемое имя.

Главные компоненты , способствующие реализации метода Айки

Всего их шесть:

1. Mэцукэ – принцип взирания.
2. Кокю – принцип дыхания.
3. Ма-ай – рассчет расстояния.
4. Кудзуси – выведение из равновесия.
5. Дзансин – состояние ума.
6. Айки – определенная работа тела (* Tenchi – «Крест Айки»).

1. Mэцукэ

Мэцукэ – это особый способ взирания на пространсто и противника, смысл которого сводится к тому, что ваш взгляд ни на доли мгновения не «привязывается» ни к одной части тела противника либо иного объекта в пространстве. Такой способ взирания позволяет заметить малейшее телодвижение или изменение положения тела противника, включая ритм его дыхания. Кроме того, взглядом можно разрушать уверенность в себе у соперника.

• Говорят, что большинство великих мстеров боя обладали таким взглядом, от которого их соперники просто приходили в замешательство, они начинали чувствовать сомнения в своих боевых возможностях. Например, взгляд Shiro Saigo, Tanomo Takeda (отец) и Sokaku Takeda (сын) обладал такой «силой», что она заставляла их противников паниковать, вследствие чего они просто теряли контроль над собой.

• Обладание вершиной мастерства в Мэцукэ позволяет побеждать противника без физического столкновения.

• Кратко Мэцукэ можно охарактеризовать, как «все подмечающее и контролирующее око».

2. Кокю

Способ дыхания, называемый «Кокю», часто ошибочно путают со способом дыхания, практикуемому в Каратэ\Кунг-фу в форме Сантин, однако, по существу они совершенно разные. Способ дыхания «Кокю» - это специфическая практика, имеющая целью «обогащение организма кислородом» и приведения «беспокойного» ума в умиротворенное состояние. Она появилась в японских храмах еще примерно 1600 лет назад в качестве одного из компонентов практики медитации.

Полный цикл Кокю представляет примерно следующее:

• Первая фаза: делается медленный\спокойный вдох через нос примерно в течение 10 секунд (можно дольше, но не меньше). Неторопливое заполнение легких воздухом позволяет им более тщательно «впитать» кислород. При этом надо учитывать, что, например, если вы будете делать вдох за счет расширения преимущественно верхней частьи грудной клетки, то это может повлечь за собой ненужный подъем плеч; если вы сделаете вдох очевидно, то вашему противнику будет легче рассчитать момент атаки на вас, а если вы сделаете вдох шумно, то он может счесть это признаком вашей неуверенности в себе, и вы, т.о., «поощрите» его напасть на вас.

• Вторая фаза: после вдоха, воздух в легких удерживается не менее 10 секунд. Эту фазу дыхания японцы иногда образно называют «Shisei Mosoku» (букв. - «Полная остановка Сердца». * При этом следует учитывать, что у японцев образ «Сердце» подразумевает «Ум», т.е. это «полная остановка мыслительной деятельности»). Задержка воздуха в легких позволяет еще больше напитать кислородом кровеносную систему.

• Третья фаза: также в течение примерно не менее 10 секунд медленно\спокойно делается выдох (обязательно через нос для лучшего контроля). Постепенный выдох более тщательно удаляет углекислий газ, образовавшийся в легких, а также «подготавливает» их к «усвоению» еще большего объема кислорода на последующем вдохе.

• Четвертая фаза: после выдоха (перед тем, как сделать следующий вдох) выдерживается «бесдыханная» пауза в течение не менее 10 секунд. Эта пауза позволяет крови как можно дальше «разнести» кислород по организму – к самым «удаленным» частям тела. Кроме того, такая пауза «заставляет» кровь более «жадно» поглощать кислород на последующем вдохе.

До того, как вступить в физическую конфронтацию с противником, полный цикл Кокю должен быть по возможности проделан, как минимум 2 раза!

Атаковать противника предпочтительнее, когда он находится на фазе вдоха. Атака противника на его вдохе позволяет застать его в «расплох», когда он еще не готов выполнить свои действия. Это «ломает» его планы и рассчеты, вызывает «взрыв» судорожных мыслей в голове (Суки), в результате чего, его способность действовать спонтанно разрушается и он становится полностью уязвимым для вашей техники.

• Для того, чтобы «подловить» противника на фазе вдоха необходимо «подстроить» свои фазы дыхания под дыхание противника (войти в определенный Ритм): когда он делает вдох, вы должны делать выдох, а когда он выдыхает, вы вдыхаете.

• Т.е. всегда следует учитывать, что физические действия в бою, как правило, предваряются глубоким вдохом, и все техники выполняются на выдохе.

3. Ма-ай

Ма-ай - это «граница» вашего личного безопасного пространства, которую пытается «пересечь» противник, чтобы убить вас. В Сайго-хa Такэда-рю (Дайто-рю) Ма-ай рассчитывается с учетом того, что противник вооружен длинным оружием. Соответственно, стратегия ведения боя подразумевает изучение методов и техник противодействия безоружного человека вооруженному.

• При рассчете Ма-ай во внимание принимается в т.ч. и длина конечностей тела противника.

• Упрощенно говоря – противник, оставаясь на месте, не должен дотягиваться до вас рукою или оружием на длину примерно 8 дюймов (20,32 см). Восемь дюймов дают вполне достаточный «задел» времени (Тайминг), чтобы пресечь атаку противника.

• Конечно, все это весьма упрощенное описание Ма-ай. Нужно еще знать принципы, которые связаны с различными перемещениями и углами атак, чтобы успешно на них реагировать.

4. Кудзуси

Кудзуси - это нарушение\разрушение равновесия противника, что позволяет эффективно применять к нему техники, расходуя при этом минимум своей энергии. Метод Кудзуси также активно используется в Дзюдо, однако, в Кудзуси Дзюдо нет одного компонента, который делал бы этот метод еще более эффективным. (Этот компонент есть у нас, и он называется АЙКИ)

• Применяя Кудзуси нужно учитывать, что противника следует вывести из равновесия в момент первого же контакта с его телом (* одна из «доктрин» в Дайто-рю). Причем выводить его из равновесия нужно таким образом, чтобы получить временной «зазор», достаточный, чтобы довершить на нем выполнение техники. Или говоря иными словами, выполнить Кудзуси следует так, чтобы противник не успел восстановить равновесие до того, как вы примените к нему технику. На высшем уровне владения Кудзуси противник может настолько утрачивать равновесие, что он может падать еще до фактического применения к нему техники.

• Существует 8 восемь направлений, в которых можно выполнить Кудзуси.

• Разрушающий эффект, произведенный Кудзуси на противника, может длиться лишь доли секунды, и эти мгновения нельзя упустить для применения соответствующей техники. Т.е., если вы после применения Кудзуси «запнетесь» хоть на миллисекунду, то выполнение техники может оказаться невозможным.

• Базовым элементом Кудзуси является метод «Триангуляции» .

5. Дзансин

Дзансин - это интеллектуальный компонент в Айки. Это навык приведения Ума в особое состояние, которое позволяет спонтанно реагировать на действия противника. На высшем уровне владения Дзансин человек способен даже «предвосхищать» действия противника (* сенсен-но-сен).

6. Айки

Методика обучения Айки в Сайго-хa Такэда-рю (Дайто-рю) предполагает его трехэтапное изучение (Су-Ха-Ри): Сёдэн, Тюдэн и Окудэн (или Хиоги – «складной веер»: высший, благородный). NB! В других линиях Дайто-рю метод Айки может изучаться иным образом.

В основном суть Айки сводится к Таймингу (* его нередко образно называют «Шестое чувство»): «схватывание» абсолютного момента времени и пространства, который возникает в первое же мгновение контакта с соперником.

• На уровне Сёдэн («искусственный» Тайминг) у практика закладывается понимание Тайминга в Айки, а также овладение его начальным уровнем. Начальный уровень владения Айки – это умение «подвести» противника под возможность применения к нему Айки (* т.е. самим инициировать момент времени и пространства) с помощью соответствующих продуманных действий (стратегии, «хэйхо»). Например, применить ложный Атэми, чтобы отвлечь противника и сделать Кудзуси. В общем, практика в Айки на уровне Сёдэн, в основном, сводится к заучиванию техник до состояния «робота», благодаря бесконечным повторам.

• На уровне Тюдэн («искусственный» + спонтанный Тайминг) предполагается дальнейшее развитие навыков в Айки на основе применения Кудзуси в восьми направлениях. На этом уровне происходит переход от «искусственно» создаваемых ситуаций с противником для применения на нем Айки к спонтанному применению Айки, т.е. без всякого «подведения» противника под Айки, или говоря иными словами - ваш противник становится «инициатором» ситуации (т.е. обратное тому, что было в Сёдэн), в которой вы применяете к нему Айки. Тем не менее, на этом уровне «искусственно» создаваемые ситуации для применения на противнике Айки все еще продолжают отрабатываться, но уже не в том объеме, как это было в Сёдэн.

• Уровень Окудэн\Оги (спонтанный Тайминг) является заключительным (высшим) этапом изучения метода Айки, который предплагает обретение человеком навыков, являющихся вершиной мастерства в школе. На данном этапе ученик практикуется исключительно только в спонтанных реакциях на атаку с применением Айки, здесь уже напрочь отсутствуют любые действия, которые искусственно «подводят» противника под применение на нем Айки (например, ложные Атэми). На этом же уровне «полируется» до совершенства способность парировать атаки противника с наименьшими усилиями, т.е. – с помощью «заимствования» его же силы (* т.о., чем больше сил вложит противник в свои действия, тем больше получит сам же в «обратку»).

Говоря об Айки, как о «схватывании» абсолютного момента времени и пространства, следует иметь ввиду, что это самый наилучший момент времени боя, поскольку в нем противник является наиболее уязвимым, и что именно этот краткий момент времени является воплощением окончательного решения вопросов, связанных с «жизнью или смертью», моралью, этикой и состраданием. (Это, обычно, окончательно осознается только на уровне Окудэн\Хиоги.)

Метод Айки не связан только исключительно с применением Кудзуси – только, чтобы бросить или опрокинуть. Метод Айки используется абсолютно в любой ситуации боя и для применения абсолютно любой техники (в т.ч. и Атэми-вадза, которая соответственно также должна выполняться по принципу Ки-рёку), и Гаэси-вадза)

Чтобы овладеть навыками в Айки требуется масса времени, и чтобы понять и разобраться, как делается Айки, и установлено поэтапное обучение – от простого к сложному.

Также нужно помнить, что Айки требует освоения не только особой работы тела, но и работы ума (Дзансин). Без Дзансин (или Мусин/Кокоро) Айки невозможен.

Автор: clover, 18 Июль 2015
Полный текст статьи тут: http://www.budo-forums.ru/

Немає коментарів:

Дописати коментар